Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина совместно с Институтом театра и Фестивалем «Золотая Маска» представляют открытые лекции и круглый стол «Призрак экспертизы. Как осуществлять художественную экспертизу в культурной ситуации нашего времени».
Экспертиза и эксперты оказались в опасности. Художественная экспертиза, в первую очередь. Если статус эксперта в бизнесе и государственном управлении (экономиста, юриста, политолога и т.д.), кажется, не подвергается сомнению, то художественная экспертиза все время вынуждена доказывать свое право голоса. Год назад тема экспертизы приобрела новую актуальность в связи с острыми дискуссиями вокруг современного театра и театральной экспертизы.
Может быть, такое напряжение возникает потому, что поле деятельности и критерии эксперта в области искусства не четко определены. Или это публичное переживание того, что в других областях экспертного знания происходит подспудно и незаметно? Или это следствие того, что экспертиза выходит на поле политической борьбы? Причины требуют диагностики.
Но при этом нужно ответить и на вопрос, возможен ли адекватный художественный процесс без экспертизы и фигуры эксперта. Может ли на себя взять функцию художественного анализа, объяснения и прогнозирования – дилетант или государство, или рынок? И почему те же самые инстанции не сомневаются в необходимости обратиться к дизайнеру даже для оформления корпоратива? И можно ли жить в ситуации, когда анализом Айвазовского или Вермеера займется эксперт в области фотографии? Но и возможна ли экспертиза, особенно экспертиза классических и традиционных форм и жанров, вне контекста современности? А если экспертиза, узкое знание все же необходимо, как организовывать его возникновение и его применение.
Чем определяется кризис художественной экспертизы? Не является ли он следствием ситуации, когда ставится под сомнение автономия художника, и как следствие, ее агент – эксперт. Если автономия нарушается, то интересы чиновника или рынка выдаются за интересы народа. И тогда соответствующие институции сами делают выбор или обращаются к дилетантскому мнению. Сохраняет ли эксперт свой статус коммуникатора между обществом, государством и искусством и что его обеспечивает?
Возможна ли вообще художественная экспертиза в ситуации войны критериев? Ведь именно в экспертизе формируются критерии. Многочисленные премии и конкурсы, запрос на которые все выше, девальвируют качество экспертизы. Нельзя ли с помощью института экспертов снять раскол общества?
Стала ли художественная экспертиза следом, тенью самой себя или она обещает новое явление. Об этом пойдет речь в специальной программе Института театра.
17 апреля
Цикл лекций/семинаров:
12:00–13:20 Борис Юхананов (Электротеатр Станиславский)
Экспертиза и война критериев. Что может обеспечить эксперту его статус коммуникатора.
13:30–14:50 Виктор Мизиано (независимый куратор)
Цена и ценности. О художественной экспертизе в современном искусстве.
15:00–16:20 Олег Аронсон (Институт философии РАН)
Современное искусство: мир без эксперта.
18 апреля
16:00–19:00. Круглый стол:
Призрак экспертизы. Как осуществлять художественную экспертизу в культурной ситуации нашего времени
Темы: Контекст художественной экспертизы. Определение статуса и перспектив. Определение запроса на экспертизу. Возможность универсальных критериев экспертизы.
Модераторы: Алена Карась, Олег Аронсон
Участники: Марина Лошак, Мария Ревякина, Борис Юхананов, Марина Давыдова, Алена Карась, Филипп Дзядко, Илья Ценципер, Виктор Мизиано, Михаил Ратгауз
Вход по регистрации https://artsmuseum.timepad.ru/event/474447/
Место проведения: Главное здание, Зал скульптуры Микеланджело.
Еще по теме Лекции
Искусство и революция: что изменил 1917 год?
Государственный литературный музей приглашает на лекцию "Искусство и революция: что изменил 1917 год?", которая пройдет в пространстве выставки «Двенадцать. Русские писатели …
Неизданная книга Владимира Маяковского на «Выставке одного экспоната» 🗓 🗺
16 апреля в Москве проходит акция "Дни исторического и культурного наследия". В этот день можно бесплатно посетить музеи, усадьбы, памятники архитектуры. В рамках …
Маяковский и мультипликация 🗓
16 апреля в рамках акции «Дни исторического и культурного наследия» отдел Государственного литературного музея «Музей Серебряного века» организовывает детскую и …
Антропология, роботы и религия: как новые технологии актуализируют старые вопросы 🗓
7 апреля в 19:00 в ЦУН Библиотека им. Н.А. Некрасова в Москве выступит французский антрополог Эммануэль Гримо с лекцией "Антропология, …
Платье или инсталляция? 🗓 🗺
5 апреля Центр искусств в Москве приглашает посетить третью лекцию авторского курса Елены Черняк об искусстве и моде, посвященную XX-XXI …