Выставки искусства русского авангарда открываются в последнее время на крупнейших музейных площадках. С большим успехом прошла выставка ГМИИ им. Пушкина «Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний», 7 апреля в этом же музее открылась выставка «Сокровища Нукуса» (авангард из музея Узбекистана), в Еврейском музее и центре толерантности продолжается масштабный проект «До востребования. Коллекция русского авангарда из региональных музеев».
Можно с уверенностью сказать, что авангард сейчас – востребованное искусство. Но понятное ли? Искусствовед Андрей Сарабьянов рассказывает, как смотреть русский авангард: на что обращать внимание и как воспринимать это модное сегодня направление.
- Воспринимайте авангард как наше культурное достояние. Как и древнерусское искусство, как искусство «Золотого века» русской культуры.
- Наслаждайтесь цветом, светом, формой.
- Будьте подготовленным зрителем. Авангард – это сложное искусство, состоящее из нескольких пластов. Нужно понимать историю искусства, познакомиться с теоретическими работами художников, многие авангардисты писали, что они хотят сказать своим творчеством. Например, Кандинский в своей работе «Ступени. Текст художника» пишет о произведении как о живом существе, он ведет с ним диалог, спорит. В этих текстах вся кухня творчества – а это и есть история искусства.
- Спрашивайте. Авангард – это искусство, требующее объяснений. Важна образовательная программа к выставкам авангарда, работа искусствоведов с аудиторией и критика в СМИ. Нужно объяснять с разных сторон.
- Не смотрите на авангард как на изолированное искусство. У авангарда есть истоки и есть плоды. Он возник и развивался абсолютно в контексте мирового искусства. И это связи важно показать и зритель должен их увидеть. Так на выставке в Еврейском музее «До востребования. Часть 2» мы постарались показать авангард не изолированно. Мы объединили художников и их работы по стилям: пуризм, сюрреализм, экспрессионизм, фигуративное искусство, примитивизм. Таким образом показали русский авангард как мощную струю, прошедшую через весь XX век.
- Не воспринимайте авангард как революционное искусство. Революция как политическое явление была лишь совпадением и историческим фоном. Авангард был революционен в формах и подходах, а точнее это было новаторство. Художники не отражали мир, а строили свои миры. В этом было новаторство, но революционность. Революция не породила авангард, она его уничтожила.
- Смотрите на авангард как на незавершенный проект. Это был утопический проект, поскольку многие его идеи не были реализованы. Уже в 1923 году авангард подвергся жестокой критике со стороны государства и вскоре оказался под запретом. Можно только фантазировать о том, сколько всего было бы создано художниками авангарда.
- Изучайте последователей. Авангард продолжил свою жизнь в станковой живописи, в дизайне и даже в современной архитектуре. Эти плоды русского авангарда тоже над знать, чтобы понимать значение этого искусства.
- Дополняйте просмотр шедевров изучением контента, представленного на выставке виртуально. Как я уже говорил, авангард это искусство, у которого много пластов, все их невозможно отразить в художественной экспозиции, поэтому важны виртуальные форматы презентации – информационные киоски, в которых загружен большой контент как раз является выходом.
- Пользуйтесь моментом. Авангард в период своего зарождения был непонятным искусством, затем, долгое время — запрещенным, сейчас — это модное искусство. Но и это пройдет. Смотрите, изучайте, читайте пока этого много и доступно. Момент сейчас подходящий.
Любимые картины Андрея Сарабьянова на выставке «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев. Часть 2»:
№ 3 В.М. Юстицкий. Живописная станковая конструкция (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева)
№ 11 И.Г. Чашник. Супрематический эскиз (Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых)
№ 24 П.А. Мансуров. Беспредметность (Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых)
№ 25 И.В. Клюн. Супрематическая композиция. (Екатеринбургский музей изобразительного искусства)
№ 30 К.К. Медунецкий. Цветоконструкция. (Краснодарский краевой музей им. Ф.А. Коваленко)
№ 54 В.Д. Бубнова. Сидящая фигура. (Яранский краеведческий музей)
№ 56 В.Д.Бубнова. Композиция. (Яранский краеведческий музей)
№ 58 Н.В. Синезубов. Синий день. (Красный дом). (Ярославский художественный музей)
№ 60 Н.Н. Голощапов. Пейзаж (Екатеринбургский музей изобразительного искусства)
№ 61. В.М. Юстицкий. Молочница. (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева)
№ 77 П.В. Кузнецов. Портрет Е.М. Бебутовой. (Ярославский художественный музей)
№ 92 Р.Р. Фальк. Домик у моря. Бретань. (Ивановский областной художественны музей)
№ 110 И.А. Кудряшов. Портрет девушки. Беспредметная композиция. (Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых)
Еще по теме Выбор редакции. Featured
🗓 🗺
к 50-летию фильма «Андрей Рублев», 85-летию со дня рождения Андрея Тарковского, 80-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского В Москве, Музей Aнатолия …
«Легендарная модель Большого Кремлевского дворца». Продолжение книги Ирины Коробьиной «#Музей»
Публикуем следующий отрывок из книги Ирины Коробьиной "#Музей". Первый опубликованный отрывок и интервью можно прочитать здесь. Знакомясь с музеем в качестве …
Cостоялось Общее собрание Союза музеев России 2017
26 мая состоялось Общее собрание Союза музеев России 2017 под председательством Михаила Пиотровского. В Президиуме собрания присутствовали замминистра культуры Владимир …
Бывший арт-директор Лувра выступил с лекцией в Музее Москвы
Philippe Apeloig on Typomania Posted by Александр Васин on Saturday, May 27, 2017 27 мая, в 18:00, на фестивале Typomania выступил c …
Typomania: картографические плакаты и старые карты города в Музее Москвы
Фестиваль Typomania стартует уже в субботу, 27 мая, а сейчас в Музее Москвы полным ходом идет монтаж. К фестивалю приурочено и …