На прошлой неделе Государственная Третьяковская галерея представила образцы своего нового фирменного стиля. Заявленный ребрендинг сразу же вызвал многочисленные комментарии, отзывы, споры. И это неудивительно, ведь «Третьяковка» с ее 160-летней историей, давно стала неотъемлемой частью русской культуры, подлинным брендом и символом московского культурного ландшафта. А что о «Третьяковке» писали в своих дневниках известные москвичи, какие образы и символы были для них важны, читайте в нашей подборке дневниковых записей с 1902 по 2012 годы, подготовленной по материалам проекта «Прожито»
Был в Третьяковской галерее. Какая прелесть! Какой подарок городу! Вся русская жизнь современная и прошлая в картинах. Сколько поучительного, художественного, прекрасного. Лаврушинский переулок — помещение галереи. Теперь она иначе поставлена. Картина Репина «Убийство Иваном Грозным сына» повешена скверно, в маленькой комнатке; на картину в упор приходится смотреть. На меня она теперь не производит впечатления. Но зато «Боярыня Морозова» Сурикова заставила меня простоять перед ней несколько минут. Сколько лиц, и какие выразительные, особенно женские.
Алексей Суворин, журналист, издатель
1902
Москва. Вторично осматриваю Третьяковскую галерею — на меня сразу нахлынула такая масса художественных впечатлений, что даже закружилась голова… Картины Репина, Айвазовского, Верещагина, — всё, что есть прекрасного в нашей живописи, все лучшие художники, о которых я читала только в газетах — были здесь пред моими изумленными глазами… Многие считают лучшею картиною всей галереи Репина «Иван Грозный у тела своего сына». Картина эта замечательна, и действительно производит сильное впечатление: лицо Грозного выражает бесконечный дикий ужас пред своим злодеянием, и оно, главным образом, приковывает к картине. Вы смотрите пристально на неё, невольно заражаетесь этим ужасным выражением Грозного, вас тянет к картине, и в то же время страшно — кажется, что боишься войти в эту комнату… Говорят, что некоторым делается дурно, при виде этой картины…
Елизавета Дьяконова, публицист, автор рассказов и стихов
1894
Вечером меня навестил милый Стип. Он только что с заседания Совета Русского музея, поведал о приобретении музеем двух замечательных портретов работы Репина и портрета архитектора В.П.Стасова работы А.Г.Варнека. Издавна преклоняясь перед живописным гением Репина, Яремич бывал в Пенатах. Содействовал спасению картины «Иван Грозный и его сын», в газете «Русская молва» написал замечательное эссе о Репине-портретисте, и сегодня он безусловно восторгался мастерством живописца, рассматривая портреты «поры полного расцвета дарования Репина».
Портрет А.Г.Варнека архитектора В.П.Стасова, одного из видных зодчих Петербурга, естественно оказался в городе, в котором выдающийся зодчий создал знаменитые сооружения своего времени. Члены Совета высказались за совместное с Третьяковской галереей сотрудничество, чтобы представить в экспозициях и отразить в научных трудах во всей яркости и самобытности формирование и развитие русского изобразительного искусства, показать его главнейшие течения в наиболее характерных и лучших образцах. Несомненно, одно из центральных мест в этой эволюции живописи займет творчество Ильи Ефимовича. Хотя в музее творчество Репина представлено очень скромно, зато в качественных образцах.
Александр Бенуа, художник, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства»
1918
Был в Третьяковской галерее, не видал ее много лет. С большим наслаждением прошелся по верхним залам, посмотрел на чудесные произведения Репина, Сурикова, Крамского, B. Васнецова; видел внизу комнату с чудовищными полотнами последних художников-футуристов; любовался чудесными этюдами Иванова (самой картины «Явление Христа» еще нет). Зашел в кабинет Щекотова, с которым побеседовал с ½ часа. Оттуда проехал в Охотный ряд, где купил фруктов. Не видал верещагинских картин, которым прежде отведено было много стен в галерее.
Алексей Орешников, сотрудник Исторического музея, специалист по русской и античной нумизматике
1922
Сегодня были в Третьяковской галерее. Мы сейчас проходим «Слово о полку Игореве». Кстати, посмотрели выставку Репина. Очень понравилась картина «Бурлаки». Вспомнились рассказы папы, что мои прадеды тоже ходили в этих лямках. Надо будет еще сходить в Третьяковку.
Нина Костерина, комсомолка, дочь репрессированного писателя и журналиста А. Костерина
1936
Днем Миша принес мне фото с моей картины, находящейся в Третьяковской галерее. Когда в 1922 г. ее посылали на выставку в Берлин, репродукция с нее появилась в журнале «Жар-птица». Я знал об этом, но журнала достать до сих пор не мог. Миша разыскал его в Доме театральных работников, попросил дня на два домой и переснял эту картину. Когда я показал это фото дочке, она <…> спросила, когда написана картина. Узнав, что в 1915 г., стала волноваться, писать и говорить, что теперь художники все неискренно пишут картины на социальные темы, не от чистого сердца, не из любви к пролетариату, а Филонов делал это дело уже в 15-м г.! <…> И возмущалась, что эта вещь висела в Третьяковке под потолком, а сейчас там же в подвале лежит. «Погоди, дочка! Были бы картины — оценка им настоящая будет [дана] рано или поздно! Вот ты выздоровеешь, поедешь с моим письмом к т. Сталину, в ЦК. Пусть рассудят, кто прав в моей борьбе на фронте Изо! Мы с тобой доживем до иных времен! Не всегда по искусству хозяином будет фашистская сволочь, как теперь!» Я и раньше высказывал эти надежды дочке, всегда она относилась к ним скептически: «После твоей смерти тебя признают!» Но сейчас с нарастающим восторженным удивлением выражала согласие со мной. <…> Сказала, что непременно поедет в Москву по этому делу. <…>
Павел Филонов, художник, поэт, один из лидеров русского авангарда
1939
Я и Коваленко едем в Третьяковскую галерею, чтобы попасть на открытие выставки приуроченной ко 10-летию со дня смерти И.В. Репина.
Без билетов не пускали, но мы ухитрились пройти. Великолепный вечер. Замечательно остроумен и прост Корней Иванович Чуковский! Он показывал подлинные рисунки Репина, сделанные окурком. И вообще он замечательный человек! О, Репинские рисунки!!!
Серафим Фролов, художник, выпускник Московского института имени В. И. Сурикова
1940
Я полюбил Третьяковскую галерею, она казалась мне дружественной во враждебной Москве. Правда, в репродукциях картины нравились мне больше, чем в подлинниках, но я скоро привык к ним. Я ходил туда часто, каждый раз, когда тоска особенно сильно меня душила. Невысокий красный кирпичный дом каждый раз как-то успокоительно взглядывал на меня. Он стоял во дворе скромно. Он меня не разочаровал — я ничего не знал о нем заранее… Однажды я прочел афишу футуристов. Вечер должен был состояться на Дмитровке — забыл название учреждения, кажется, Литературно-художественный кружок. У них над домом, у кружка этого, была на фронтоне мозаичная с золотом, как мне казалось, претенциозная вывеска. В афише запомнились слова: «Доители изнуренных жаб». Я купил билет. Через туман и тревогу свою, как издали, без возмущения и восторга смотрел я на картины глухого, серо-синего тона с полосами и лучами, выставленные вокруг кафедры в зале. Чьи — забыл.
Евгений Шварц, писатель, драматург, сценарист
1952
…Зашел в Третьяковскую галерею посмотреть передвижников в надежде увидеть какие-то детали быта и т. п. На редкость убогое впечатление. О живописи не говорю, почти все, вплоть до Репина, провинциально-унылы. Но и настоящей информации, оказывается, нет. Я вдруг заметил, что русские персонажи даже у Перова чуть-чуть стилизованы под живописных итальянских нищих или под савояров. Юродивый у Сурикова благообразен и живописен, как загримированный натурщик, — подлинного юродства и грязи не увидишь, быт сплошь и рядом отдает декорацией. Для искусства не обязательно изображать коросту и колтуны, но я на этот раз искал не искусства — житейской и исторической достоверности. Даже не ожидал такого впечатления.
Марк Харитонов, писатель, эссеист, поэт, переводчик
1979
Постояв немного в нерешительности, не зная, ехать ли назад или заново придумать программу выходного дня, я все-таки решил сходить в Третьяковскую галерею. Я часто бываю в ней, когда привожу туда школьные группы. Как правило, к этому времени бываю уже уставшим, в таком состоянии не хочется ходить по залам, лучше посидеть в кафе и выпить чашечку кофе, что я обычно и делаю. Теперь же я с удовольствием побродил два часа с аудиогидом по залам крупнейшего в России собрания отечественной живописи.
Андрей Евтушенко, культуролог, путешественник
2012
Полную версию дневников можно найти на сайте проекта «Прожито».
Еще по теме Выбор редакции. Featured
🗓 🗺
к 50-летию фильма «Андрей Рублев», 85-летию со дня рождения Андрея Тарковского, 80-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского В Москве, Музей Aнатолия …
«Легендарная модель Большого Кремлевского дворца». Продолжение книги Ирины Коробьиной «#Музей»
Публикуем следующий отрывок из книги Ирины Коробьиной "#Музей". Первый опубликованный отрывок и интервью можно прочитать здесь. Знакомясь с музеем в качестве …
Cостоялось Общее собрание Союза музеев России 2017
26 мая состоялось Общее собрание Союза музеев России 2017 под председательством Михаила Пиотровского. В Президиуме собрания присутствовали замминистра культуры Владимир …
Бывший арт-директор Лувра выступил с лекцией в Музее Москвы
Philippe Apeloig on Typomania Posted by Александр Васин on Saturday, May 27, 2017 27 мая, в 18:00, на фестивале Typomania выступил c …
Typomania: картографические плакаты и старые карты города в Музее Москвы
Фестиваль Typomania стартует уже в субботу, 27 мая, а сейчас в Музее Москвы полным ходом идет монтаж. К фестивалю приурочено и …