2 февраля 2017 на торжественной церемонии в московском Манеже прошла наградная церемония премии The Art Newspaper Russia. Ежегодная премия, учрежденная российским филиалом авторитетного международного издания, посвященного искусству, призвана отмечать самые важные события музейно-выставочного профиля. Один из важных критериев выбора победителей – включенность номинируемого проекта в мировой художественный контекст, его значение для представления российского искусства в международном арт-пространстве.
Победителями пятой Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Музей года» стал Московский музей современного искусства.
О том, что такое музей сегодня, насколько развитие российских музеев соответствует международному уровню музейного проектирования мы поговорили с куратором, вице-президентом Global Culture Asset Management Group, советником Генерального директора Государственного Эрмитажа Ником Ильиным.
Ник Ильин (Николай Владимирович Ильин) – куратор, автор и реализатор легендарных выставок, таких как «Великая утопия» – первая ретроспектива русского авангарда (Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Нью-Йорк и Москва, 1991-1993 гг.), «Татлин», «Малевич», «Кандинский», «Россия!» (нью-йоркский филиал Музея Гуггенхайма), «Амазонки авангарда», персональная выставка актера и художника Денниса Хоппера (Санкт-Петербург и Москва, 2007 г.). First showing of Chagal’s Jewish Theater in the USA. Н. Ильин представлял Фонд Гуггенхайма в Европе и на Ближнем Востоке, является вице-президентом Global Culture Asset Management Group, советник Генерального директора Государственного Эрмитажа. Живет во Франкфурте-на-Майне, проводит время в России. Больше всего в жизни интересуется диалогом культур и всем, что касается России и прилегающих к ней территорий.
Ваш многолетний опыт работы с крупнейшими музеями мира, реализация международных масштабных выставочных проектов позволяют задать Вам вопрос: что такое музей сегодня? В идеале. Как бы Вы определили музей?
Современный художественный музей в идеале должен иметь красивое здание в центральной части города, чтобы до него можно было легко добраться. Здание также должно быть просторным и отвечать самым разным задачам: давать посетителям возможность отдохнуть, перекусить, купить сувениры, помимо, конечно, основной – изучать искусство, наслаждаться искусством. Кроме того, музею нужна аудитория, способная вместить 300-500 человек, для проведения лекций, перформансов, кинопоказов и т.д. Это идеальный вариант.
Музей должен иметь исключительно профессиональный справочный аппарат – грамотно составленные и подробные пояснения к выставляемой коллекции, включая необходимые исторические отсылки. Современное искусство, модерн и классическое искусство отлично «уживаются» вместе, но нужны пояснения контекста и хронологии. Метрополитен-музей в Нью-Йорке выпустил печатный путеводитель по своим фондам и экспозициям и перевел его на 16 языков, включая и русский.
Музей обязательно должен выполнять образовательную функцию для детей и взрослых.
Должны быть доступны мультиязыковые аудиогиды. Интернет-страница музея жизненно необходима, и она должна постоянно обновляться и содержать изображения и максимум ссылок на художников и направления в искусстве.
PR-кампании и маркетинг необходимы музею, чтобы привлекать новых посетителей в условиях современной конкуренции.
Соответствуют ли российские музеи этому определению, хотя бы крупные музеи Москвы и Петербурга?
Главные российские музеи прикладывают большие усилия, чтобы достичь уровня, скажем, Лувра, Помпиду, Гуггенхайма или МОМА, но до сих пор проблемой является отсутствие высококвалифицированных специалистов с международным опытом (кроме кураторов и историков искусства). Другой проблемой является малый бюджет музея в условиях жесткого государственного финансирования. Вместе с тем Эрмитаж, например, стал одним из первых музеев в России, который создал попечительский совет и благотворительный фонд музея. Полезным на сегодняшний момент было бы большее взаимодействие с растущим числом частных музеев.
Вы в своих интервью говорили про то, что российским музеям необходим правильный маркетинг. Что включает правильный музейный маркетинг?
Во-первых, определение целевых групп среди посетителей, друзей музея, благотворителей, местных и федеральных политиков. Во-вторых, маркетинговые кампании, включая различные коммуникативные подходы к различным целевым группам. Нужны прямые почтовые рассылки, информационные бюллетени, приглашения и реклама в SMM, установление прочных отношений с ведущими медиапартнерами.
Чрезвычайно полезно создание сообщества «Друзья музея», предполагающего разную степень участия в жизни музея и привилегий в зависимости от цены, например, так, как это сделано у музея Гуггенхайма (https://www.guggenheim.org/membership).
В современных условиях это также мощное интерактивное интернет-присутствие и ежегодный мониторинг впечатлений и предложений посетителей, собранных в фокус-группах.
Крупнейшие музеи в Нью-Йорке, Париже, Абу-Даби и т.д. имеют развитую инфраструктуру. Что должна включать инфраструктура музея, почему она нужна и важна, какова главная проблема в России, мешающая созданию и развитию этой инфраструктуры?
До музея должно быть легко добраться на общественном и личном транспорте. Главные российские музеи не располагают парковками. Не развиты условия для отдельных групп посетителей, таких как учащиеся школ, инвалиды, люди пожилого возраста. Для них, как и для привилегированных членов программы «Друзья музея», должно быть выделено индивидуальное время для посещения – часы до или после основного времени работы музея. В выставочных залах очень мало скамеек, где можно отдохнуть. Кафе и ресторанов при музеях либо нет, либо они не очень хорошего уровня.
Музеи – это культурные центры, которые могут не только развивать культуру, но и влиять на экономическое развитие города, региона. Как Вы думаете, кто в России должен строить такие культурные центры с развитой инфраструктурой, как применить к российским условиям западную модель существования музеев, которая предполагает ведущее участие частного капитала?
Инвестирование частного капитала в учреждения культуры должно поддерживаться такими стимулами, как налоговые льготы и лучшие кредитные возможности. В США 95% всех музеев является частными учреждениями без финансирования из государственного бюджета, но большинство из них по-прежнему процветает благодаря поддержке со стороны заинтересованных частных лиц. В Европе также гораздо больше частной инициативы в музейном секторе. Только хорошо развитая коммуникация на разных языках будет привлекать больше иностранных туристов, таким образом принося пользу городу посредством дохода отелей, ресторанов, магазинов и т.д.
Искусство – это один из видов инвестиций, поэтому коллекционеров в России много. А как сделать так, чтобы и музеи стали видом инвестиций?
В Москве есть много частных музеев, созданных богатыми меценатами. Лучшим стимулом для привлечения инвесторов в финансирование новых государственных учреждений будет привлечение девелоперских программ смешанного типа. Примерами использования такой программы являются музей «Гараж» в парке Горького, Культурный центр ЗИЛ, а также здания гаража Мельникова (прим.: сегодня – здание Еврейского музея и центра толерантности), исторической электростанции ГЭС-2 и т.д.
Вы сделали много проектов, которые открывали русское искусство европейскому и американскому миру. Как Вы считаете, нет ли необходимости открыть русское искусство самой России, развивая музейную деятельность в равной степени между центром и провинцией? Каким путем можно это сделать? Как будут работать филиалы Эрмитажа в провинции, создавать ли там свои центры художественной культуры?
У Эрмитажа уже есть филиалы в Выборге и Казани, и музей планирует дальнейшее открытие центров в Екатеринбурге, Владивостоке и Омске. У Государственного центра современного искусства также есть отделения в разных городах России. В большинстве крупных российских городов есть художественные музеи, которые, однако, находятся в плачевном состоянии из-за нехватки квалифицированных специалистов и недостаточного опыта в современном музейном менеджменте. Некоторые отдельные усилия в этом направлении осуществляют частные фонды, такие как, например, Фонд Владимира Потанина (http://english.fondpotanin.ru).
Еще по теме Выбор редакции. Featured
🗓 🗺
к 50-летию фильма «Андрей Рублев», 85-летию со дня рождения Андрея Тарковского, 80-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского В Москве, Музей Aнатолия …
«Легендарная модель Большого Кремлевского дворца». Продолжение книги Ирины Коробьиной «#Музей»
Публикуем следующий отрывок из книги Ирины Коробьиной "#Музей". Первый опубликованный отрывок и интервью можно прочитать здесь. Знакомясь с музеем в качестве …
Cостоялось Общее собрание Союза музеев России 2017
26 мая состоялось Общее собрание Союза музеев России 2017 под председательством Михаила Пиотровского. В Президиуме собрания присутствовали замминистра культуры Владимир …
Бывший арт-директор Лувра выступил с лекцией в Музее Москвы
Philippe Apeloig on Typomania Posted by Александр Васин on Saturday, May 27, 2017 27 мая, в 18:00, на фестивале Typomania выступил c …
Typomania: картографические плакаты и старые карты города в Музее Москвы
Фестиваль Typomania стартует уже в субботу, 27 мая, а сейчас в Музее Москвы полным ходом идет монтаж. К фестивалю приурочено и …
4 комментария
Ситуация будет ещё хуже, потому что специалистов увольняют, а коллеги-музейщики за них не заступаются. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=247864582326373&id=100013084981931
Спасибо за Ваше сообщение. Мы обязательно отреагируем на это событие.