Уже скоро в Москве начнется международный фестиваль «Интермузей 2017». Главная тема фестиваля — «Музей будущего». Свое будущее музей определяет сам или является объектом общих социокультурных изменений? Об этом в рамках фестиваля поговорят российские и зарубежные эксперты. Наш портал в сотрудничестве с Дирекцией фестиваля публикует серию интервью с ведущими мировыми специалистами музейной индустрии.
Первое в нашей подборке — интервью с Джаспером Виссером (Нидерланды).
О Джаспере Виссере
Джаспер Виссер является специалистом по изменениям, социальным и культурным инновациям. Он имеет богатый опыт по упрощению, разработке и управлению деятельности в привлечении аудитории, проектам по созданию и участии в области культурного наследия и социальных учреждений. Джаспер также управляющий партнер в консалтинговой компании VISSCH+STAM.
Он начал свою карьеру как независимый консультант и разработчик образовательных программ и проектов для таких организаций, как Мировой Банк и Евросоюз, а также неправительственных организаций и социальных инициатив. В 2009 году Джаспер присоединился к работе Национального музея истории Нидерландов в качестве менеджера по проектам новых технологий и медиа. Недавно Джаспер разрабатывал международные проекты по стратегии развития и привлечения аудитории для широкого круга организаций, таких как Европарламент, Государственная библиотека Нового Южного Уэльса, Национальный центр искусства Канады и Philips.
Джаспер создал Музейные карты и проект Wie is de leraar? (Кто учитель?) вместе с Эриком Шилпом. Он также является соразработчиком Digital Engagement Framework, блоггером Музея будущего, лектором в Академии Reinwardt и экспертным советником в различных проектах.
Что такое музей сегодня? Отвечает ли он нуждам общества?
Музеи — это невероятно разнообразные учреждения существенно отличающиеся. С одной стороны, есть признанные в мире музеи, такие как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Метрополитен в Нью-Йорке, Пушкинский музей изобразительных искусств в Москве, которые демонстрируют лучшие коллекции искусства и мирового наследия. Это крупные учреждения с большой общественной привлекательностью. С другой стороны, есть тысячи маленьких местных музеев, которые зачастую полностью содержатся энтузиастами и добровольцами и имеют ценные музейные экспонаты для местной публики, но не особо привлекательны для других туристов. В среднем в мире насчитывается около 55 тысяч музеев (по примерным подсчетам) разных видов и размеров.
Нет ни одного общего определения, которое охватывает все эти музеи, хотя формулировка организации ИКОМ достаточно точная: «Музеи – это некоммерческие постоянные открытые для посетителей учреждения на службе общества и его развития, которые получают, сохраняют, исследуют, общаются и демонстрируют материальное и нематериальное наследие человечества и окружающей среды с целью образования, изучения и развлечения. Я часто пытался бросать вызов данному определению, но, не вдаваясь в нюансы, оно, кажется, соответствует существующим сегодня музеям. Это не значит, однако, что все музеи занимаются всем, вышеупомянутым в определении.
Сама суть определения, которое дает ИКОМ, заключается во фразе «на службе общества и его развития» По мне, это означает, что музей и его коллекция должны иметь значение для нашего современного общества. Музеи и их коллекции не существуют в отдельной области художественного восприятия, но являются частью нашей повседневной жизни, как места значительного вовлечения в темы, которые нам важны. И, поскольку, общества постоянно развиваются во многих направлениях, должны развиваться и музеи, и их способы служить обществу.
Традиционно большинство музеев не чувствуют себя комфортно в своей социальной роли. Им нелегко соответствовать нуждам общества. Типичный музей имеет образовательную программу и программу лекций по случаю, но, когда их спрашивают о темах, волнующих сообщества, которым они служат, или какова роль музея в развитии их города, например, в ответ часто тишина.
К счастью, благодаря влиятельным публикациям (включая регулярные обновления Музеи Меняют Жизнь от Ассоциации Музеев Соединенного Королевства), вирусному видео (Google “Открытие музея”) и смелому лидерству во многих странах (включая Россию) музеи становятся более активны в своей социальной роли. Изучение деятельности Музея уличного искусства в Амстердаме, Ростовского кремля, Шелковой фабрики Дерби и других, которых мы описываем в нашем ежегодном обновлении Музейных карт, показывает, насколько больше музеев сбалансировали служение обществу с их традиционной ролью хранителей культурного наследия.
«Музей и его коллекция должны иметь значение для нашего современного общества. Музеи и их коллекции не существуют в отдельной области художественного восприятия, но являются частью нашей повседневной жизни, как места значительного вовлечения в темы, которые нам важны. И, поскольку, общества постоянно развиваются во многих направлениях, должны развиваться и музеи, и их способы служить обществу»
Что, по Вашему мнению, будет влиять на развитие музеев? Кто будет определять новые тенденции в области музейной деятельности: сами музеи, правительство, бизнес или гражданский сектор?
Музеи, как все организации, находятся под влиянием основных тенденций и разработок нашего времени: преимущества технологии, общественные трансформации, экономическое развитие, стабильность и, конечно, политические взгляды. Это лишь некоторые из факторов.
На развитие музея, я считаю, влияет сочетание возросшего взаимодействия и полномочий сообществ с падением интереса публики, и спонсоров инвестировать время и усилия в большие обезличенные истории и впечатления. Проще говоря, почему Вы должны посетить (инвестировать в) большой безымянный музей, который рассказывает безликую историю, которая Вас не цепляет, когда Вы можете создать отличную привлекательную историю вместе со своим сообществом прямо сейчас бесплатно в интернете?
Это значит, что музеи и другие учреждения культуры должны искать новые пути для контактов и вовлекать широкое разнообразие сообществ, существующих рядом с ними, в том числе и цифровыми технологиями. В противном случае они рискуют быть заменены инициативами снизу, которые будут делать их работу, но лучше. Я вовлечен в значительное количество восходящих культурных инициатив, которые охватывают технологию, мышление сообщества и увлекательное повествование, становящиеся определенным риском для музеев поблизости. В Амстердаме, где я живу, традиционные музеи сотрудничают с такими новыми музеями, чтобы оставаться значимыми. То, что происходит, очень напоминает покупку старыми компаниями только появившихся компаний с целью остаться на рынке, но только в культурном секторе.
Я представляю эти большие тенденции как повсеместные, без возможности музеям вмешиваться в них. По большей части это правда. Музеи не могут остановить Facebook или Google, они не могут влиять на выборы и контролировать глобальную экономику. Тем не менее, музей не жертва нашего времени. Сильный и дерзкий музей может влиять на округу, местное сообщество, общество и мир в целом, и иметь длительное воздействие.
«На развитие музея, я считаю, влияет сочетание возросшего взаимодействия и полномочий сообществ с падением интереса публики, и спонсоров инвестировать время и усилия в большие обезличенные истории и впечатления. Проще говоря, почему Вы должны посетить (инвестировать в) большой безымянный музей, который рассказывает безликую историю, которая Вас не цепляет, когда Вы можете создать отличную привлекательную историю вместе со своим сообществом прямо сейчас бесплатно в интернете?»
Между 2014 и 2016 годами Национальный музей Боснии и Герцеговины не получал никакого финансирования из-за политических распрей. Штат сотрудников не ушел, а остался содержать музей и коллекции в безопасности. Спустя некоторое время местная неправительственная организация обратила внимание на его бедственное положение и решила работать с музеем, чтобы показывать публике невероятные музейные ценности и коллекции, при этом сотрудники музея трудились безвозмездно. Они начали очень успешную кампанию под названием #jasammusej, или «Я сам музей» и вовлекли в нее много людей. Они создали так много шума в хорошем смысле, что правительство не могло дальше игнорировать ситуацию, в которой оказался музей, и, наконец, решило проблему с финансированием. В результате музей открылся заново, а его сотрудники за их труд были удостоены премии Europa Nostra.
Это один пример из многих, когда музей решает контролировать свое будущее самостоятельно в свете последних тенденций и событий, на которые они не могут повлиять. Музей будущего знает, в чем он может отличиться и работает с сообществами, рассказывая истории, которые и составляют это отличие.
Материал подготовлен Дирекцией фестиваля «Интермузей 2017», при поддержке ИКОМ России.
Еще по теме Выбор редакции. Featured
🗓 🗺
к 50-летию фильма «Андрей Рублев», 85-летию со дня рождения Андрея Тарковского, 80-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского В Москве, Музей Aнатолия …
«Легендарная модель Большого Кремлевского дворца». Продолжение книги Ирины Коробьиной «#Музей»
Публикуем следующий отрывок из книги Ирины Коробьиной "#Музей". Первый опубликованный отрывок и интервью можно прочитать здесь. Знакомясь с музеем в качестве …
Cостоялось Общее собрание Союза музеев России 2017
26 мая состоялось Общее собрание Союза музеев России 2017 под председательством Михаила Пиотровского. В Президиуме собрания присутствовали замминистра культуры Владимир …
Бывший арт-директор Лувра выступил с лекцией в Музее Москвы
Philippe Apeloig on Typomania Posted by Александр Васин on Saturday, May 27, 2017 27 мая, в 18:00, на фестивале Typomania выступил c …
Typomania: картографические плакаты и старые карты города в Музее Москвы
Фестиваль Typomania стартует уже в субботу, 27 мая, а сейчас в Музее Москвы полным ходом идет монтаж. К фестивалю приурочено и …