30 марта Еврейский музей и центр толерантности открывает вторую часть нашумевшей год назад выставки «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». А прямо сейчас в музее полным ходом идет монтаж: пространство временных экспозиций уже перестроили под задачи нового проекта, 110 (!) работ из 17 региональных музеев бережно распаковывают и, согласно заранее утвержденному плану, развешивают по залу, монтируют освещение. Редакция сайта ВМузее.ру специально приехала на монтаж, чтобы увидеть возведение одной из самых ожидаемых выставок этой весны. Экскурсию в выставочное закулисье нам провела главный куратор музея Мария Насимова.
[stextbox id=»info»]География проекта
Посетителям будет представлено 110 работ из региональных музеев 17 городов: Архангельска, Астрахани, Вятки, Екатеринбурга, Иванова, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Омска, Самары, Саратова, Смоленска, Тулы, Чебоксар, Ярославля, Яранска. Это работы Василия Кандинского, Эля Лисицкого, Михаила Матюшина, Любови Поповой, Александра Родченко, Павла Филонова, так и малоизвестных авторов — Михаила Менькова, Якова Паина, Романа Семашкевича, Людмилы Шмит-Рыжовой, Валентина Юстицкого[/stextbox]
Входим и сразу видим, что архитектура и дизайн идентичны первой выставке. Сохраняется та самая шпалерная развеска, вызвавшая столько дискуссий и нареканий музейного сообщества.
ВМузее.ру: Мария, развеску решили оставить прежней?
М. Насимова: Да, хотя тема развески и была дискуссионной, но мы пришли к выводу, что две выставки – это единый проект, и вторую часть мы оставили в той же стилистике. К тому же, такая развеска была у самих художников, так эти картины висели на выставках, которые они сами организовывали.
Вмузее.ру: Но фон все-же изменился, стал черным.
М. Насимова: Первая выставка хронологически представляла искусство начала XX века, 1910-е годы, поэтому стены были нежно розовые c голубым, воссоздавали салон, некую гостиную коллекционера. Хронология второй части охватывает период с 1917 года до начала 1930-х. Произошла революция, авангард перешел в другую плоскость. Он вышел за пределы гостиных, стал доступен массам. Зал второй экспозиции черного цвета и по атмосфере напоминает общественное или производственное пространство. И этому антуражу помогают светильники — над каждой картиной будет светильник с карнизом и шторкой, как уличные фонари.
«Хронология второй части охватывает период с 1917 года до начала 1930-х. Произошла революция, авангард стал революционным искусством. Он вышел за пределы гостиных, стал доступен массам».
Еще одной особенностью оформления экспозиции стало отсутствие этикеток под картинами. Это еще больше работает на атмосферность, аутентичность авангардистских выставок, а также позволяет добавить образовательный элемент. Посетитель не может скользить взглядом по стенам, необходимо вчитываться в экспликацию, искать в ней название работы, читать аннотацию, обращаться к мультимедийным элементам. Контент в мультимедийных экранах повторяет развеску на стенах, но дополняет подлинную экспозицию, работает на углубленное изучение.
[stextbox id=»info»]История проекта
Логистика, которую осуществляла транспортная компания Fineartway была не простой, учитывая масштабы географического пространства и российские дороги. Картины свозились поэтапно, было построено 6 маршрутов. Но первый путь к этому забытому искусству проложил крупнейший российский искусствовед, специалист по авангарду Андрей Сарабьянов. В рамках большого, многолетнего исследовательского проекта по подготовке «Энциклопедии русского авангарда» Андрей Сарабьянов исследует государственные архивы и фонды региональных музеев. В результате уже было сделано много научных открытий, найдены неизвестные и забытые имена и произведения. Чтобы увидеть это уникальное собрание, долгое время лежавшее в запасниках далеко не самых известных музеев, выстраиваются очереди в Еврейский музей. Выставка весной 2016 года прошла с большим успехом, а культурно-образовательная программа не вмещала всех желающих. Кроме того, был достигнут главный результат — фонды региональных музеев стали известны миру, картины стали дороже и их запрашивают крупнейшие музейные площадки[/stextbox]
Нас удивило то, что на площадке во время монтажа не было ни одного хранителя из региональных музеев. Как выяснилось, региональные музеи выдвигают только базовые требования — страховка, транспортировка, финансовая компенсация. Вся ответственность за картины во время монтажа/демонтажа и экспонирования передана главному хранителю и куратору Еврейского музея. И это является примером сотрудничества государственных музеев с частным. У государственных региональных музеев — есть коллекции, а у частного столичного — ресурсы и владение актуальными компетенциями для того, чтобы сделать проект такого масштаба.
ВМузее.ру: А были ли накладки, неожиданные сюрпризы во время монтажа?
М.Насимова: Конечно, все предусмотреть сложно. Например, один из музеев прислал нам картину в раме бОльшего, чем было заявлено, размера и соответственно, чем предполагал ранее четко составленный художественный проект. Так что на одной из стен пришлось менять расположение всех картин, а значит и карнизов со светильниками.
ВМузее.ру: Мария, а какие Ваши любимые работы?
М.Насимова: Я очень люблю картину Татьяны Глебовой и Алисы Порет «Дом в разрезе», которую прислал Ярославский художественный музей. Еще оттуда же — «Этюд» Кандинского. Еще люблю Бориса Эндера.
Каждая работа на экспозиции является открытием, большинство экспонируются впервые, это неизвестные работы или имена второго ряда, но, как отметила Мария Насимова «то, что их не знают, это не вопрос качества, а вопрос времени».
[stextbox id=»info»]
КУРАТОР ПРОЕКТА Андрей Сарабьянов
СОКУРАТОР Мария Насимова
АРХИТЕКТОРЫ Кирилл Асс и Надежда Корбут[/stextbox]
Еще по теме Выбор редакции. Featured
🗓 🗺
к 50-летию фильма «Андрей Рублев», 85-летию со дня рождения Андрея Тарковского, 80-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского В Москве, Музей Aнатолия …
«Легендарная модель Большого Кремлевского дворца». Продолжение книги Ирины Коробьиной «#Музей»
Публикуем следующий отрывок из книги Ирины Коробьиной "#Музей". Первый опубликованный отрывок и интервью можно прочитать здесь. Знакомясь с музеем в качестве …
Cостоялось Общее собрание Союза музеев России 2017
26 мая состоялось Общее собрание Союза музеев России 2017 под председательством Михаила Пиотровского. В Президиуме собрания присутствовали замминистра культуры Владимир …
Бывший арт-директор Лувра выступил с лекцией в Музее Москвы
Philippe Apeloig on Typomania Posted by Александр Васин on Saturday, May 27, 2017 27 мая, в 18:00, на фестивале Typomania выступил c …
Typomania: картографические плакаты и старые карты города в Музее Москвы
Фестиваль Typomania стартует уже в субботу, 27 мая, а сейчас в Музее Москвы полным ходом идет монтаж. К фестивалю приурочено и …