19 марта интернет-издание MK.RU опубликовало первую часть дневников известной балерины Матильды Кшесинской о романе с цесаревичем, будущим императором Николаем II под заголовком «Публикуется впервые». Затем, в течение недели, изданием были опубликованы еще четыре части «интимного дневника». Было указано, что записи хранятся в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина.
Усомнившись в том, что дневники балерины могли так долго пролежать в архиве музея невостребованными, сайт ВМузее.ру обратился за комментарием к искусствоведу, историку балета, публикатору театрального наследия Сергею Конаеву.
«Дневники Кшесинской, хранящиеся в музее Бахрушина, историкам и балетоведам, разумеется, известны очень давно. Ни первой, ни научной, ни сенсационной публикация Александра Добровольского в «Московском комсомольце» не является», — прокомментировал Канаев.
Исследователь пояснил, что еще в начале 1990-х годов дневники Матильды Кшесинской были подготовлены к печати нынешним главным хранителем ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Ириной Петровной Гамулой, которая сообщила, что предполагалось издать все дневники по договору с издательством «Художественная литература». Издание не осуществилось, но сокращенная версия дневников все же была опубликована в двух номерах журнала «Театральная жизнь» за 1991 год. (См. Дневник Матильды Кшесинской / Публ. И.П. Гамулы // Театральная жизнь. 1991. № 1. С. 21–22; № 2. С. 20–21).
[stextbox id=»info»]Еще в начале 1990-х годов дневники Матильды Кшесинской были подготовлены к печати нынешним главным хранителем ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Ириной Петровной Гамулой. Издание не осуществилось, но сокращенная версия дневников все же была опубликована в двух номерах журнала «Театральная жизнь» за 1991 год[/stextbox]
Вторая полноценная публикация принадлежит директору Центральной научной библиотеки СТД РФ Вячеславу Петровичу Нечаеву, который в 2011 году опубликовал экземпляр дневника за 1886-1887 и 1890 годы (см.: В поисках минувшего: Из жизни Русского зарубежья: Очерки. Беседы. Документы / Авт.-сост. В.П. Нечаев. М., 2011. С. 260–292).
«В том числе опубликованы записи за 4, 6, 10, 17, 24 июля 1890 года, к которым я и отсылаю интересующихся читателей, во-первых, потому что они гораздо полней, чем в публикации «МК», во-вторых, потому, что в научном авторитете и компетентности Нечаева как архивиста и публикатора не приходится сомневаться», — рассказал Сергей Конаев.
Известно, что в настоящий момент Театральный музей А.А. Бахрушина совместно с Академией русского балета им. А.Я. Вагановой готовят к публикации научное издание о жизни и творческом наследии Матильды Кшесинской. В издании будут объединены материалы, находящиеся в разных музейных и архивных хранилищах. Как оказалось, с достоверной публикацией дневников балерины связано решение и такой интересной задачи:
«Главной научной проблемой и головной болью для всякого ответственного публикатора будет то, что «дневников» на одни и те же даты у Кшесинской может быть несколько, причем это не копии, а подлинники.Публикуя в 2014 году в альманахе «Мнемозина», выпуск 6 воспоминания Г.А.Римского-Корсакова, который одним из первых прочел и проанализировал дневники Кшесинской уже в 1930-е годы, я постарался ввести наиболее выразительные записи из ее дневника за 1890-1893 годы в комментарии. И столкнулся с тем, что «дневников» на одни и те же даты несколько. В музее Бахрушина хранится экземпляр дневника за период с 9 декабря 1886 по декабрь 1887 год, а в библиотеке СТД (ЦНБ СТД РФ- прим. ред.) хранится другой экземпляр, сделанный тем же почерком и охватывающий период с 9 декабря 1886 по 28 марта 1887 года. Изложение одних и тех же событий в обоих экземплярах отличается нюансами. Та же ситуация с записями за 1890 года (завязка романа с Николаем). Можно предположить, что Кшесинская могла восстанавливать полную картину того или иного дня по более кратким записям. Кроме того, в РГАЛИ (Российском государственном архиве литературы и искусства — прим.ред.) находится также дневник за 1886–1887 годы на польском языке. »
[stextbox id=»info»]Главной научной проблемой будет то, что «дневников» на одни и те же даты у Кшесинской может быть несколько, причем это не копии, а подлинники. Изложение одних и тех же событий в обоих экземплярах отличается нюансами[/stextbox]
Еще по теме дискуссии
Музеи и социальная инклюзия: практические аспекты 🗓
27 мая 2017 года Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) приглашает к участию в Панельной дискуссии «Музеи и социальная …
«Интермузей» объявил номинантов на премию памяти Татьяны Кибальчич 2017 года
Ежегодно, с 2011 года, Министерство культуры РФ в рамках международного фестиваля "Интермузей" вручает Премию памяти Татьяны Кибальчич лучшему музейному …
Объект фантазии 🗓 🗺
23 марта в 20.00 в Музее архитектуры имени Щусева пройдет вторая дискуссия «Объект фантазии» в рамках серии театральных дискуссий «Место …
Сложный театр: на каком языке он говорит? 🗓 🗺
Музей архитектуры имени А.В. Щусева продолжает программу театральных дискуссий в рамках выставки «Мир - театр. Архитектура и сценография в России» https://vmusee.ru/2016/12/19/выставка-мир-театр-архитектура-и-с/. 12 …