В марте в вестибюле Третьяковской галереи на Крымском Валу, перед одним из входов в экспозицию искусства ХХ века на 4-м этаже, открылся уникальный выставочный проект. Впервые публике представлено одно из поздних монументальных произведений Александра Дейнеки: витраж «Баскетбол» из частного собрания.
Историю работы над этим произведением раскрывает экспонируемый рядом живописный эскиз «Баскетболистки» из коллекции Третьяковской галереи. В этих двух работах отразилось настроение времени, которое царит на выставке «Оттепель», недавно открывшейся в залах Новой Третьяковки.
Витраж Александра Дейнеки «Баскетбол» в последний раз публично демонстрировался в 1981 году. История создания этого произведения остается пока невыясненной; неизвестно также, было ли оно связано с каким-то конкретным интерьером. Однако очевиден экспериментальный характер этой работы, не имеющей аналогий в отечественном монументальном искусстве конца 1950-х — начала 1960-х годов.
В «Баскетболе» художник использовал необычное сочетание различных техник монументального искусства: витража, скульптурного рельефа, живописи. Цветное стекло отливалось в специальные формы в соответствии с выполненным в размер живописным эскизом и монтировалось в конструкцию из металла и бетона. Отдельные фрагменты дополнительно прорабатывались с помощью красок или гравировки.
Живописный эскиз к витражу — по сути, самостоятельное произведение. Выверенный лаконизм и точность деталей, обусловленные необходимостью соблюсти требования языка монументального искусства, являются вместе с тем свойствами, присущими изобразительному стилю лучших периодов творчества Дейнеки.
Тема, выбранная художником для витража, явно не была случайной: в 1950-х советский женский баскетбол стал одним из сильнейших в мире. Завоевав в 1959 году звание чемпионов мира, а в следующем — Европы, советские спортсменки сделали эту игру символом «достижений страны».
«Баскетбол» можно считать своеобразным завершением важной для творчества Александра Дейнеки темы «борьбы за мяч». Связанные с этой темой мотивы столкновения и победы стали образной основой «спортивных» произведений художника: его графических композиций и картин 1920-х — 1930-х, скульптурных работ конца 1930-х — 1950-х годов.
Еще по теме Новости
Cостоялось Общее собрание Союза музеев России 2017
26 мая состоялось Общее собрание Союза музеев России 2017 под председательством Михаила Пиотровского. В Президиуме собрания присутствовали замминистра культуры Владимир …
Бывший арт-директор Лувра выступил с лекцией в Музее Москвы
Philippe Apeloig on Typomania Posted by Александр Васин on Saturday, May 27, 2017 27 мая, в 18:00, на фестивале Typomania выступил c …
Typomania: картографические плакаты и старые карты города в Музее Москвы
Фестиваль Typomania стартует уже в субботу, 27 мая, а сейчас в Музее Москвы полным ходом идет монтаж. К фестивалю приурочено и …
Выставка-«Игра» в Музее Анатолия Зверева 🗓 🗺
19 мая 2017 года в Музее AZ открылся новый выставочный проекта «ИГРА». Экспозиция объединила имена трех художников — лидеров неофициального искусства …
Пушкинскому — 105 лет!
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 31 мая 2017 года празднует свой 105-й день рождения. Музей изящных искусств имени императора …