Виртуальный музей – что это? Продукт компьютерной индустрии или современный формат сохранения, исследования и презентации культурного наследия? Применимо ли слово «музей» к виртуальному пространству с экспонатами в виде цифровых копий? Отдельно существующие в интернет-пространстве сайты по музейной тематике могут ли претендовать на звание виртуальной экспозиции или этот статус разрешен только оцифрованным коллекциям реально существующих музеев?
В 2014 году Министерство культуры РФ разработало документ «Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев», в котором виртуальный музей определяется как «интерактивный мультимедийный программный продукт, представляющий музейные коллекции в электронном виде».
И все же, статус и методологические аспекты такого продукта информационных технологий как виртуальный музей до сих пор не определены. А число подобных ресурсов в интернет-пространстве растет. Многие создаются по частной инициативе, и не относятся ни к какой институции. Хотя создателям и разработчикам очень важно включать свои проекты в общее культурно-информационное пространство, быть причастными к музейному делу и предлагать свои формы экспозиционной и научной работы.
Одним из таких проектов стал «Виртуальный музей П.А. Кропоткина» — очередная частная инициатива. Его автором и разработчиком стал программист Олег Ремиз. Виртуальный музей Петра Кропоткина — его давнее увлечение и идея. Самостоятельно, в одиночку он собирал материалы, продумывал структуру сайта. Сейчас сайт уже доступен для посещения, но еще находится в стадии доработки и развития.
«В первую очередь, сайт адресован интересующимся жизнью и творчеством П.А.Кропоткина», — сообщает Олег Ремиз. «Многие, также как я, просто не знают кто это. Прочитав о нем, и его «Записки революционера», я понял, что мое (и, наверное, большинства окружающих) мнение об анархизме глубоко ошибочно. Интересно в таком формате рассказать историю его жизни и его идеи».
Музей Кропоткина существовал в Москве, но его закрыли в 1939 году. Нынешний музей в городе Дмитров открылся только в 2016 году. Свой проект Олег Ремиз задумал как виртуальный ретро-музей — некая виртуальная реконструкция разрушенного московского музея. Структура сайта создана по музейному путеводителю Н.К.Лебедева «Музей П.А.Кропоткина» (М.,1928).
Изначально планировалось трехмерное виртуальное пространство с анимацией и качественной графикой. Но этот проект требовал больших финансовых вложений. Для трансформации книги в виртуальный музей не хватало и материалов, т.н. экспонатов. Олег Ремиз собирал рассеянные по различным архивохранилищам документы (Государственного центрального музей современной истории России, ГАРФ, РГАЛИ).
«Я никогда не работал в архивах. Начал с изучения сайтов, электронных каталогов, к сожалению, далеко не у всех архивов и музеев они есть, это, конечно, очень осложняло поиски. Затем, я начал ездить в архивы и отсматривать подлинные документы», — комментирует свою работу Олег Ремиз.
Сайт уже открыт. Создана его структура, текстовый контент, размещены собранные фотографии, иллюстративный ряд вливается по мере собирания и описания материалов.
При создании своего виртуального музея Олег Ремиз столкнулась со следующими проблемами:
— Доступность фондов архивов и музеев.
Далеко не у всех есть электронные каталоги. Даже в имеющихся электронный базах нет превью документов, поэтому надо отсматривать на месте, что занимает очень много времени. Удаленный поиск и заказ копий трудно осуществим и это дорого стоит.
— Правомерность публикаций архивных документов и фотографий в интернете. Обладают ли музеи и архивы авторским правом? У кого нужно запрашивать разрешение? Существуют ли стандарты описания и аннотирования электронных копий документов? Надо ли обязательно указывать источник, ставить водяные знаки места хранения, защищать от скачивания?
— Технические стандарты или рекомендации по созданию виртуальных музеев?
На что ориентироваться и что надо учитывать при создании виртуальных музеев.
— Статус виртуального музея.
Можно ли частный сайт с оцифрованными экспонатами из различных архивохранилищ назвать виртуальным музеем?
Оценивая свой проект Олег Ремиз также определяет плюсы и минусы виртуальных музеев:
Плюсы:
— Доступность и бесплатное посещение;
— Возможность делать множество экспозиций в одном пространстве;
— Возможность делать пересекающиеся экспозиции из фондов разных музеев;
— При наличии качественных цифровых копий из архивов и музеев, возможность уделенной научной работы, а также обмена информацией и опытом.
Минус отмечается только один — Окупаемость.
Можно ли сделать виртуальный музей хотя бы самоокупаемым? Добровольные пожертвования — нестабильный источник дохода. Платный доступ разрушает саму идею виртуального музея.
Все эти вопросы остаются дискуссионными в музейном сообществе. А сайт «Виртуальный музей П.А. Кропоткина» его уровень и качество — вынесен на общественной суд в online-доступе.
Еще по теме Выбор редакции. Featured
🗓 🗺
к 50-летию фильма «Андрей Рублев», 85-летию со дня рождения Андрея Тарковского, 80-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского В Москве, Музей Aнатолия …
«Легендарная модель Большого Кремлевского дворца». Продолжение книги Ирины Коробьиной «#Музей»
Публикуем следующий отрывок из книги Ирины Коробьиной "#Музей". Первый опубликованный отрывок и интервью можно прочитать здесь. Знакомясь с музеем в качестве …
Cостоялось Общее собрание Союза музеев России 2017
26 мая состоялось Общее собрание Союза музеев России 2017 под председательством Михаила Пиотровского. В Президиуме собрания присутствовали замминистра культуры Владимир …
Бывший арт-директор Лувра выступил с лекцией в Музее Москвы
Philippe Apeloig on Typomania Posted by Александр Васин on Saturday, May 27, 2017 27 мая, в 18:00, на фестивале Typomania выступил c …
Typomania: картографические плакаты и старые карты города в Музее Москвы
Фестиваль Typomania стартует уже в субботу, 27 мая, а сейчас в Музее Москвы полным ходом идет монтаж. К фестивалю приурочено и …